Поделитесь мнением

Какой драгоценный камень самый красивый?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Золото царицы Шубад.

В 1928 г. британский археолог сэр Леонард Вулли приступил к раскопкам месопотамского погребения, позже датированного III в. до н.э. В толще земли, под фундаментом разрушенного храма располагался вход в таинственный лабиринт, служивший пристанищем царице древнего города Ура, великой Шубад. Осторожно расчищая себе путь, археолог и его помощники двигались по наклонному скату. И вот они уже стоят в первой из комнат лабиринта... Позже, реконструируя события многовековой давности, сэр Вулли представил себе, как развивались события.

Печальная процессия торжественно двигалась следом за своей мертвой повелительницей. Шубад, наряженную в ритуальные одежды жрицы, медленно везли по улицам еще недавно подвластного ей города. Везли... на санях. Именно эти сани с отделанными золотом полозьями и обнаружил Вулли в начале лабиринта.

Следом за санями шли придворные дамы Шубад. На всех были замечательные украшения - золотые диадемы и жемчужные ожерелья, - свидетельствует Э. Церен. Одна из них несла арфу, инкрустированную золотом и слоновой костью. Другие, продолжая исполнять привычные обязанности, захватили с собой опахала, дабы обмахивать повелительницу, игральную доску и кости из драгоценных камней - как будто Шубад отправилась на прогулку и может пожелать развлечься. Кто-то прихватил сосуд из алебастра, дабы повелительница могла утолить жажду, испив прохладительного напитка через специальную золотую трубку... Фрейлины не последовали за своей царицей в ее последний приют. Они расселись вдоль стен длинного зала, следующего за прихожей, и по очереди выпили яд из чаши, которая так и осталась валяться на полу - Вулли нашел ее.

Идя мимо столь жуткого эскорта, Вулли искал вход в покои властительницы этого царства смерти. В просторном помещении, заполненном бесчисленной утварью из золота, серебра, меди, бронзы, среди ларей из драгоценных пород дерева, украшенных лазуритом и перламутром, находилась потайная дверь. За ней - снова широкий коридор, в котором лежали останки сопровождавших царицу придворных. Но на этот раз тут были не только женщины - в недрах лабиринта вечным сном спала царская гвардия.

Этот почетный караул был умерщвлен на пороге комнаты, в которой полагалось находиться останкам мужа Шубад, царя Абарги. Правда, с этим господином не собирались поступать так же практично, как с прочими приближенными грозной царицы: отравить его, дабы он сопровождал величайшую и прекраснейшую в загробном мире, продолжая педантично исполнять привычные обязанности. Нет, времена матриархата отошли в прошлое. Любящие супруги попросту позаботились приготовить для себя фамильный склеп.

Мертвая стража не уберегла гробницу Абарги от разграбления. Еще во времена Авраама, как иронически замечает Э. Церен, какие-то пройдохи проникли в нее через проделанное в каменном своде отверстие и вытащили все подчистую. Вулли предстали лишь скелеты Абарги и его слуг - вот только без роскошных регалий невозможно было установить, кто есть кто. Да еще в углу валялся каменный цилиндрик - резная царская печать, а у стены стояли две модели кораблей - медная, источенная временем, и серебряная, на удивление хорошо сохранившаяся. Почему их не тро1гули? Дело тут не в невнимательности грабителей и не в спешке. Просто на печати и лодках были нанесены священные символы, прикосновение к которым, по представлениям древних, сулило беду. Лишь коронованные особы и высшие жрецы смели брать их в руки! Последний приют Шубад тоже остался нетронутым. После долгого блуждания по страшному лабиринту сэр Вулли нашел его.

Эта удивительная история, страшная и прекрасная, имеет неожиданно поучительное завершение. Роскошный головной убор Шубад оказался... чересчур тяжелым. Он попросту раздавил голову царицы. Упрямый Вулли хотел непременно восстановить облик Шубад, чтобы продемонстрировать свою находку как можно эффектнее. Но как было это сделать?

На помощь археологу пришла его супруга, сопровождавшая сэра Леонарда в экспедиции. Она искусно вылепила из воска бюст типичной шумерской женщины. Затем его отлили в бронзе, и теперь во множестве археологических каталогов мы можем любоваться скуластым, толстогубым лицом, кажущимся почти изящным под массивным головным убором.

Но кто же послужил для леди Вулли моделью? Чьи черты мы видим в этом изображении? Одной из фрейлин низшего разряда, чье тело лежало в самом начале лабиринта. Безымянной шумерке повезло - ее останки сохранились гораздо лучше. Думала ли Шубад, заказывая себе роскошное убранство, что оно так подведет ее?

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

Оставить комментарий

Последние комментарии