Поделитесь мнением

Какой драгоценный камень самый красивый?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Ювелирное искусство в религии

Драгоценности издавна были непременными спутниками религии и остаются ими поныне. Сверкающие оклады икон, золотые (или позолоченные) чаши, кадила, подсвечники вызывают у верующих ощущение праздника, прикосновения к возвышенному. Не случайно лучшие ювелиры прошлого все свое искусство отдавали изготовлению предметов религиозных культов. В Оружейной палате можно увидеть потиры - чаши для причастия. Один из них, из чеканного серебра, - Юрия Долгорукого Спасо-Преображенскому собору города Переславля Залесского. Другой, золотой, с эмалью и драгоценными камнями, принадлежал некогда боярыне Морозовой и был ее даром Чудову монастырю в Кремле.

Особо следует сказать об окладах икон. Помимо драгоценного обрамления в знак особого почтения изображенных на образах святых одевали в ризу - пластину золота или серебра, украшенную гравировкой и чеканкой. Над головами прикрепляли венцы - пластины в форме изогнутых корон, дополненные драгоценными камнями. Эти принадлежности образов не задумывались изначально как элемент живописной композиции, а были даром верующих.

Особо почитаемые иконы постепенно покрывались сплошным драгоценным панцирем - на виду оставались только лица и руки изображенных святых. Примером такого дополнения иконописи может служить выставленный в Оружейной палате Московского Кремля образ Вседержитель на престоле. Оклад иконы покрыт прозрачной эмалью разных цветов с преобладанием зеленого и украшен крупными рубинами и сапфирами (XVII в.). Когда же на поверхности иконы уже не оставалось места для укрепления драгоценных приношений, к ризам и окладам добавлялись цаты - подвески.

Подобные иконы заказывались царями, знатными и просто богатыми людьми. Например, в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах» такую икону требует изготовить купеческая дочь: Хочу, чтобы она всегда у меняв изголовьях была и оклад закажите, пожалуйста, серебряный, густо позолоченный, а каменья на икону я вам сама выдам. Часто образы, дополненные ювелирными изделиями, заказывались как подношение знатным особам, храмам или монастырям.

Некоторые предметы, традиционно использовавшиеся при православном богослужении, необычны и интересны. Например, в Оружейной палате можно увидеть выполненную из массивного серебра модель православного храма (XV в.). Это дар великого князя Ивана III Успенскому собору Кремля. В виде одноглавых храмов выполнялись и кацеи - кадила. Все в той же экспозиции Оружейной палаты - сокровищницы русского прикладного искусства - есть золотое кадило в виде одноглавого храма, стоящего на изящной ножке-подставке и снабженного массивными и в то же время изящного плетения цепями. Этот предмет принадлежал царице Ирине Годуновой (конец XVI в.). А рядом - второе подобное изделие, созданное через два десятка лет как реплика (копия) первого.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

Оставить комментарий

Последние комментарии