Поделитесь мнением

Какой драгоценный камень самый красивый?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Резьба по камню

Искусно используя возможности камня, резчики получали разноцветные изображения. Их сюжеты обычно иллюстрировали греческие или римские мифы. Очень часто изображения на геммах состояли из многих фигур. Обычно мастер копировал картины популярных в античном мире художников – Апеллеса, Никомаха, Тиманфа.

Но были и простенькие камеи – на них изображались одиночные мифологические или аллегорические персонажи, бытовые сценки. Для небогатых заказчиков делали геммы, выполненные на одноцветном гранате, дешевой бирюзе и даже стеклянной пасте. Иногда геммы резались в обсидиане, но тут уже играло роль мистическое значение вулканического стекла, связанного в представлении древних с чародейством.

Геммы по-прежнему исполняли роль факсимильных печатей. Все в том же Омоне Ра подданный римского императора, доказывая истинность своих слов, предлагает: Давайте даже гемму приложу. Ничего, тут резьба неглубокая, много воска не надо (вместо блокнотов для повседневных записей использовались навощенные таблички]. Кроме того, их вправляли в ювелирные украшения, использовали как амулеты. Такие амулеты жертвовались богам.

Новый всплеск моды на геммы произошел в эпоху Возрождения, отмеченную интересом к античности.

Там же, в рассказе А. И. Куприна Гемма, приводится описание образца глиптики, конечно, не расцвета эпохи Возрождения, а, скорее, се конца, но вещица все-таки стоящая внимания. Собственно, вещица и является главной героиней рассказа!

Но подлинным временем гемм следует признать вторую половину XVIII – первую половину XIX в. В XVIII в. их коллекционировали, стремясь раздобыть как можно более старые экземпляры. Этой страсти собирателей мы обязаны роскошными коллекциями античных камей (в русский язык название пришло из французского, а корни его – латинские). Их разыскивали в раскопках древних городов, спасали от незавидной участи – пылиться в лавке старьевщика...

Самым знаменитым коллекционером гемм в России была императрица Екатерина II. Поистине благородная страсть царственной особы побуждала ее снаряжать целые искусствоведческие экспедиции. Расходы ее не смущали. Иногда государыня поручала приобретать уже сформированные коллекции, а порой геммы преподносились ей в дар. Именно увлечению Екатерины II мы обязаны одной из достопримечательностей Государственного Эрмитажа – изумительной коллекции образцов античной глиптики.

В эту коллекцию входит и знаменитая камея Гонзага. Овальная пластина из многоцветного сардоникса, на которой запечатлены профили царя Птолемея II и его супруги Арсинои, вышла из рук мастера в III в. до н. э. В Россию камея Гонзага попала как дар императору Александру I – из собрания супруги Наполеона Бонапарта Жозефины Богарне. Свое название она получила от фамилии мантуанских герцогов Гонзага (Италия) – до Жозефины камея принадлежала именно этому роду. Вообще, среди владельцев камеи Гонзага немало титулованных особ, например прекрасная и безрассудная шведская королева Христина, которую называют первой феминисткой Европы.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

Один комментарий на “Резьба по камню”

  • volkovaolga пишет:

    Такие вещи смотрятся просто великолепно и чтобы из камня сделать вот такой вот шедевр – надо быть настоящим мастером. Мне такие работы доводилось видеть только на картинках, а в жизни – пока что нет..

Оставить комментарий

Последние комментарии