Поделитесь мнением

Какой драгоценный камень самый красивый?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Записи с меткой «брошь»

Скрепить и удерживать булавка или брошь?

Давайте продолжим искать в семье украшений самые-самые. Вот, например, брошь заслужено претендует на самое функциональное украшение. Ее далекие предки - острые булавки, которыми пользовались давным-давно люди для скрепления одежд. И в Древнем Риме эта вещь преобразовалась в круглую фибулу, то есть застежку для плаща, которая, практически не изменилась и дожила аж до эпохи Возрождения. Но потом эти вещи служили преимущественно практическим целям.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

Мода на экологичность

Кинозвезды демонстративно появляются на публике в манто из искусственного меха: как же, ведь при их изготовлении не были уничтожены норки или песцы - часть живой природы. При этом никто не задумывается о том, что пушные животные специально выращиваются на зверофермах и могут считаться частью экосистемы Земли не в большей степени, чем находящиеся на птицефабриках бройлеры, а вот химическая промышленность, результатом усилий которой является искусственный мех, приносит экологии действительно ощутимый вред.

Экологические туалеты, естественно, требуют соответствующих аксессуаров. При их создании используются ювелирные вставки из перламутра, раковин, кости, других органогенных материалов. Сами украшения подчас выполняются не из металла, а из дерева. Такова традиция, хотя она в значительной степени условна: в самом деле, разве драгоценный камень - не создание Природы? Топаз или бирюза могут считаться такой же частью окружающей среды, как жемчуг или янтарь, несмотря на свое минеральное происхождение (а может быть, благодаря ему). Драгоценные металлы ничуть не менее экологичны, чем древесина (а ведь для изготовления деревянной броши или бус требуется погубить живое дерево). Однако с традицией принято считаться.

Экологическая мода тесно смыкается с модой этнической. Впрочем, подобное определение тоже достаточно условно. Так ли уж много существует на Земле племен, национальный костюм которых включает в себя украшания исключительно из дерева, кожи и органогенных материалов? Здесь следует уточнить, что так называемый этнический стиль воспроизводит украшения народов, сохранивших в своей культуре образ жизни далеких предков, - народов, и в наши дни ведущих первобытный образ жизни. А это в первую очередь подразумевает близость к природе - обстоятельство, которое и привлекает к этническому стилю поклонников экологии.

Мы с вами знаем, что яркие, красивые раковины, семена плодов, зубы животных были самым первым материалом, предоставленным ювелирам самой Природой. Например, в Океании (включающей в себя огромные пространства Полинезии, Меланезии и Микронезии), жители которой лишь в наши дни начали понемногу приобщаться к благам цивилизации, подобные природные драгоценности и сегодня ценятся выше, чем привычные нам золото и ювелирные камни.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

Ювелиры на Руси работали эмалью…

Эмаль - это стекловидный сплав, в состав которого входит олово, а также соли различных металлов. Они окрашивают эмаль точно так же, как окрашивают цветное стекло. Стекло, как вы уже узнали, изобрели еще древние египтяне. И они же придумали эмалевые покрытия ювелирных изделий! Новинка быстро разошлась по всему древнему миру.

На Руси знакомство ювелиров с эмалью состоялось в XI в. Старорусское название этой технологии, дожившее до наших дней, - финифть. Лично мне оно кажется более изысканным, чем заимствованное слово, в котором точно сквозит напоминание о банальной эмалированной кастрюльке. Конечно, с технологической точки зрения посудная - родственница ювелирной. Но можно ли сравнить их с эстетической точки зрения? Ведь финифть поистине прекрасна, в художественном отношении она не уступает драгоценным камням!

Золотым веком эмали на Руси следует называть XVIII в. - именно тогда русские мастера достигли вершин своего творчества, а изделия с эмалью стали неотъемлемой частью русского прикладного искусства. Она шла на отделку не только украшений, но и оружия, церковной утвари, посуды. Возник и новый вид эмали - портретные миниатюры. Следует отметить, что русские государи сразу и по достоинству оценили этот вид художественного творчества - не в последнюю очередь как важную статью экспорта.

В 1779 г. при Императорской Академии паук была организована специальная школа, в которой мастера-самородки обучались основам живописи и композиции. А вот уникальные по конструкции печи для обжига финифтяных изделий придумали не ученые в академических мантиях, а простые ростовские ремесленники. В наше время можно часто встретить украшения с ростовской финифтью - обычно она расписана растительными орнаментами.

Кроме русской, история мировой культуры знает лиможскую (по названию французского города Лимож), византийскую, венецианскую, грузинскую, а также японскую и китайскую школы эмалей.

Специалисты различают эмали не только по художественным стилям и декоративным традициям, но и по способу их нанесения. Существует выемчатая эмаль, в которой стекловидный состав заполняет углубления, сделанные на поверхности металла.

Есть эмаль перегородчатая. Для создания произведений в этой технике художники-ювелиры напаивают на металлическую основу тонкие пластинки. Укрепленные на ребре, они образуют ячейки, которые впоследствии заполняются сплавом. А когда она дополняет скань, устраивать ячейки не требуется - ее помещают в промежутки металлического узора. Такой вид так и называется - эмаль по скани. Известный прозрачный ее вид, сквозь которую таинственно просвечивают гравированные изображения на поверхности металла.

Ну и, конечно, самая красивая - это живописная. Ее лучшие образцы - та самая ростовская финифть, создание которой требует от ювелира таланта живописца. В палитре мастера финифти более 20 тысяч цветов и оттенков! Но в сыром виде эти краски имеют совершенно другие тона. Финифть словно проявляется при обжиге, начиная играть неповторимыми сочетаниями красок. От художника при росписи заготовки требуется представлять себе, какой вид примет изображение по окончании процесса.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

Чернение на золоте и серебре

С античных времен известна и технология чернения. Вопреки распространенному представлению, чернь наносится не только на серебро, но и на золото. Как удается ювелирам создать на поверхности металлических изделий этот прочный черный покров, складывающийся в причудливые завитки орнамента? Для начала, разумеется, рисунок гравируется. Затем ювелир превращается в химика: изготавливает смесь серебра и меди, куда добавляет тетраборат натрия (ту самую буру, с помощью которой наши прабабушки выводили веснушки). В отдельном тигле тем временем готовится второй компонент будущей черни - смесь расплавленных серы и свинца. Затем оба алхимических зелья встречаются на поверхности изделия. Происходит химическая реакция... Готово!

Русские изделия с чернью заслуженно славятся во всем мире. Центром этого удивительного искусства признан город Великий Устюг, где в конце XVIII в. (пик моды на чернь) было организовано промышленное производство подобных изделий. Но, конечно, своей славой русские ювелиры обязаны не масштабам производства, а неповторимой изысканности рисунка, древним славянским художественным традициям. Иногда с помощью этой техники они воспроизводят на поверхности изделий не орнаменты, а целые картины - портреты, бытовые сценки, пейзажи. В старину подобные изображения можно было увидеть на крышках карманных часов, табакерках, а сегодня - на брошах, шкатулках, посуде и столовых приборах.

Другой известный по всему миру центр изготовления изделий с чернью - селение Кубачи в Дагестане. Этот удивительный населенный пункт, практически все жители мужского пола в котором - ювелиры, пестует свои творческие традиции на протяжении свыше 1000 лет! Помимо техники черни, кубачинцы широко применяют и такой способ создания ювелирных изделий, как скань, о котором вы узнаете в следующей статье.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки

А вы носите украшения?

Украшения! Они есть у каждой женщины и почти у каждого мужчины. Светская дама, отправляясь на прием, бросает напоследок взгляд в зеркало - и поправляет бриллиантовое колье. Юная студентка, торопясь на лекции, не забывает надеть модный стразовый комплект недорогой, но броский и стильный. Маленькая девочка, играя, обматывает любимую куклу бусами из маминой шкатулки и с довольной улыбкой сообщает ей: Теперь ты суперзвезда! Посмотрим вокруг. Вот неспешно идет по тротуару старушка. На ее вязаной кофте - незатейливая брошь, может быть, память о комсомольской юности. Старушку обгоняет торопящийся в офис господин - на его руке сверкает перстень-печатка, галстук придерживается зажимом...

Наличие украшений объединяет обитателей особняка на Рублевке и заводского общежития, городского панельного дома и деревенской избы. В чьей-то шкатулке хранятся золото и драгоценные камни, а кому-то выпало на долю обладать стеклом, оправленным в серебро. В данном случае это не имеет значения. Ведь даже самое незамысловатое колечко, приобретенное в подземном переходе, бабушкина заколка или старомодные серьги - полноправные члены великой семьи украшений. И семья эта ведет счет существованию с момента возникновения человечества.

Этот момент все мы представляем себе по-разному. Кому-то приятно сознавать себя творением Бога, а кто-то искренне полагает, что его предки прыгали по деревьям и сделали первый рывок к миру высоких технологий, спустившись с пальмы и подобрав с земли палку... Для нас с вами сейчас важно другое. Украшения появились в жизни людей гораздо раньше, чем одежда, обувь, домашняя утварь. Может быть, сразу же после того, как вошла в обиход та самая дарвиновская палка.

С тех пор мы не расстаемся с украшениями - а может быть, это они не расстаются с нами. Меняется мода, с возникновением новых технологий появляются принципиально невозможные ранее материалы и способы их обработки... Люди жадно набрасываются на новинку, а потом, натешившись, снова возвращаются к привычному дизайну... И так происходит из века в век, без конца. Да и нужен ли конец в увлекательной истории отношений человека и украшений?

Справедливо замечено, что новое - это хорошо забытое старое. Многое из того, что сегодня кажется нам плодами безумной фантазии ювелиров, уже существовало. Прошли века, и вот то, что, казалось бы, прочно забыто, снова радует нас. Но мода изменчива, Один-два сезона - и хозяйка со вздохом отправляет неактуальное украшение в шкатулку. Пусть отдохнет там. Мы ведь никогда не выбрасываем украшения, потому что знаем: их пора еще вернется.

Как и почему человечество обзавелось такими удивительными спутниками? Какие законы властвуют в мире украшений? Отчего с изящными безделушками связано столько суеверий и легенд? Почему, наконец, золото и драгоценные камни имеют над людьми такую власть? И что для нас ценнее в украшении - его стоимость, красота или связанная с ним история?

Ответы на все эти вопросы есть, пусть и не такие короткие, как принято в наш торопливый век. Наверное, это к лучшему. Ведь интересные истории о красивых вещах надо рассказывать не спеша, чтобы ничего не упустить.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
Последние комментарии